Президент Филиппин Родриго Дутерте заявил, что его страна «прошла точку невозврата» в отношениях с США, и он намерен заключить союз с Китаем и Россией. Хотя новый руководитель стомиллионного государства известен своими резкими высказываниями, он действительно говорит то, что думает. Но может ли бывшая колония действительно сойти с американской орбиты?
Родриго Дутерте занимает пост президента Филиппин всего несколько месяцев, но уже успел стать героем мировой прессы.
Его изображают филиппинским Трампом – хотя американскому миллиардеру далеко до бывшего прокурора и мэра. Дутерте грозит изменить внешнеполитическую ориентацию Филиппин. В отличие от Трампа, который при всем желании не сможет развернуть американскую политику на 180 градусов, Дутерте может сделать многое из того, что обещает.
Страна, бывшая сначала колонией, а потом сателлитом США, занимает важное стратегическое положение в Юго-Восточной Азии. И если Филиппины начнут разворачиваться от США к Китаю и России, то это скажется на всей ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
После прихода к власти летом этого года Дутерте пообещал убивать наркоторговцев. И опыт его работы мэром второго по величине города Филиппин Давао (который он возглавлял два десятилетия) свидетельствует о серьезности его настроя. Когда «мировое сообщество» стало возмущаться несудебными расправами, Дутерте в буквальном смысле слова стал посылать всех куда подальше. Генсека ООН, Евросоюз, Барака Обаму:
«Я не американская марионетка. Я президент суверенного государства. Мы уже давно не колония. Я не ответственен ни перед кем, кроме филиппинского народа. Сын шлюхи, я проклинаю тебя. Скажите это всем».
И это не просто оскорбления – это осознанная политика. Дутерте хочет дать Филиппинам больше суверенитета (чтобы решить множество внутренних проблем) – что в глобализирующемся мире непременно приводит к конфликту с США. Тем более если история отношений с ними такая, как у Филиппин.
Это островное государство было захвачено (а потом и куплено) американцами у испанцев в конце 19-го века. После этого несколько лет янки воевали с местным населением, не желавшим менять одних хозяев на других. На полвека Филиппины стали сначала американской колонией (под статусом «зависимой территории»), потом полуколонией под видом ассоциированного с США государства. Во время Второй мировой войны острова захватили японцы, провозгласившие независимость Филиппин. Отвоевавшие их обратно США предоставили стране самостоятельность с сохранением контроля над элитой, обороной и экономикой.
Две крупнейшие американские базы активно использовались как в корейской, так и во вьетнамской войне. Да и в целом Филиппины служили частью военного барьерного «рифа», который тянулся вдоль всей западной части Тихого океана – от Японии до Австралии. Правда, в 1992 году Штаты потеряли базы. В 1986 году был свергнут правивший страной два десятилетия Фердинанд Маркос, и новые власти хотели избавиться от положения де-факто оккупированной страны.
При этом как договор о взаимопомощи, так и военное сотрудничество, естественно, сохранились. Штаты все равно числили Филиппины в числе своих ближайших, опекаемых союзников. Другое дело, что сами филиппинцы все больше тяготились своей несамостоятельностью. В стране множество проблем, и не только с наркотиками.
Сначала десятилетиями длился вооруженный конфликт с левыми повстанцами, потом к нему добавились проблемы с радикальными исламистскими группировками (90 процентов населения островов – католики). Экономика слабая, ресурсов не хватает, при этом население растет быстрыми темпами. Американцы не оставляют Филиппины без присмотра, в том числе и как главный инвестор и главный торговый партнер. Да и военные базы не прочь вернуть.
Еще в 2002 году США направили свои воинские подразделения для борьбы с местными филиалами «Аль-Каиды» (к ним отнесли местных партизан-исламистов, устраивавших теракты) – что было поводом для возвращения на территорию Филиппин. Потом, уже после того, как несколько лет назад Вашингтон официально объявил о развороте в сторону Тихого океана (для сдерживания Китая), начались разговоры о возможном использовании Субик Бей – бывшей базы ВМФ США. Цель понятна: американцы ведут работу по выстраиванию из стран АСЕАН антикитайского редута, используя как повод территориальные споры между Пекином и странами региона.
Хотя все страны АСЕАН хотят иметь хорошие отношения и с Китаем, и с США, объективно именно Вашингтон пытается сдержать развитие их связей с Пекином. Где-то, как во Вьетнаме или Камбодже, у США практически нет для этого возможностей, но уж Филиппины Штаты точно не собирались «отдавать» Пекину. И, тем не мене, появляется реальная угроза этого.
Еще в 2015-м американские солдаты были выведены с двух южных островов, а недавно Дутерте заявил, что должен уйти и оставшийся в качестве обучающего персонала американский спецназ. Когда в ответ стали говорить о возможных проблемах с поставками американского оружия, Дутерте в середине сентября сообщил, что рассматривает возможность закупки вооружений у России и Китая. Понятно, что это лишь усугубило противоречия с Вашингтоном.
При этом в самих США некоторые аналитики на полном серьезе высказывали опасения, как бы Филиппины не втянули Вашингтон в войну с Пекином – хотя, понятно, разыгрывают тему островов в первую очередь сами США. Но, конечно, через Филиппины – недавно Манила выиграла иск в Гааге о принадлежности спорных островов, который Китай проигнорировал. Штатам не нужно, чтобы Филиппины получили контроль над островами. Да это и невозможно без желания Китая, им просто необходимо как можно дольше сохранять сам территориальный спор, который дает им возможность выступать «гарантами безопасности» Филиппин. Самое неприятное для Вашингтона – если Манила и Пекин договорятся или хотя бы начнут договариваться.
И с появлением на посту президента Дутерте такая возможность появляется. 71-летний Дутерте не принадлежит к филиппинской политической элите, тесно завязанной на США. Да и у проамериканских сил уже нет былых позиций. Бунт Дутерте против США – это не бунт одиночки.
США, естественно, стали давить на взбунтовавшегося сателлита. Но в этот понедельник, после того как западные рейтинговые агентства стали грозить снижением инвестиционных рейтингов страны, что усугубило падение местного песо, Дутерте заявил, что вообще настроен на смену ориентации Филиппин.
«Я буду создавать торговые альянсы с Россией и Китаем, так что все вы, и другие инвесторы, можете просто уходить. Никаких проблем... К черту рейтинги, я открою Филиппины для русских и китайцев, чтобы они вели у нас бизнес, мы заключим соглашения о торговле... Я не собираюсь порывать связи с США, но мы заключим союз с Китаем и Россией».
Президент рассказал, что на недавнем саммите АСЕАН в Лаосе он заявил премьеру Дмитрию Медведеву: «Я собираюсь перейти Рубикон в отношениях с США, по крайней мере, в течение следующих шести лет мне нужна ваша помощь».
Дутерте сообщил, что уже провел в частном порядке предварительные переговоры как с Медведевым, так и с президентом Китая Си Цзиньпином, и уже в этом году посетит Пекин и Москву с визитами. Он пообещал открыть для иностранных компаний телекоммуникационный и авиационный секторы – то есть те отрасли экономики, в которых раньше Манила придерживалась протекционистской политики.
Понятно, что в ходе визитов в Россию и Китай речь пойдет и о поставках оружия, и об энергетике. Интересны филиппинцами и наши технологии разведки и добычи полезных ископаемых. Есть потребность в строительстве гидростанций. То, что Дутерте апеллирует к Китаю и России одновременно, тоже показательно – в глазах все большего числа стран ось Москва – Пекин уже работает как альтернатива США и Западу в целом. Конечно, для Филиппин главным партнером является Китай – и в смысле инвестиций, и в торговле, – но и с Россией может быть много интересных и важных проектов.
В мае в Сочи проходила третья встреча в верхах Россия – АСЕАН, и Филиппины были единственной страной, не представленной на высшем уровне. И не из-за нежелания Манилы – просто Дутерте уже был избран президентом, но еще не вступил в должность. Тогда он не смог познакомиться с Путиным, но теперь у него есть власть, и в начале этого месяца он оказался на одном форуме с Медведевым, где и договорился о визите в Москву. Владимир Путин до сих пор не встречался ни с одним главой Филиппин. Но вот теперь, с приездом в Москву Дутерте, он заполнит этот пробел – кроме того, два президента смогут встретиться в ноябре на саммите АТЭС в столице Перу Лиме.
Так что России предстоит открытие Филиппин – бывшей колонии, наконец-то решившейся попробовать обрести настоящую независимость.
Источник: http://www.vz.ru/politics/2016/9/27/834920.html