За несколько дней до открытия в Нью-Йорке 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций общественность была взбудоражена прогнозами о нашествии на «Большое яблоко» со стороны Атлантики страшного тайфуна по имени «Хосе». Все же видели, какие разрушения принесли на юг США два его предшественника – ураганы «Харви» и «Ирма». В самый канун открытия сессии ГА ООН город замер в ожидании – сорвет ли природа работу всемирной организации? Все же помнят, как грустно было на улицах Нью-Йорка несколько лет назад, когда ураган «Сенди» в 2013 году затопил весь Манхеттен, а по метро плавали акулы.
И вот вновь природа своими «намеками» демонстрирует участникам ООН, что может случиться катастрофа, коли не будут предприняты усилия по купированию «штормовых угроз» в мировой политике последнего времени. И, похоже, самим членам ООН стало ясно: пришла пора что-то менять в их работе – перед открытием нынешней сессии ГА от руководителей государств - постоянных членов Совета Безопасности мир услышал слова о необходимости реформ в ООН.
Президент США Дональд Трамп уже призывал к экономии денег: американский взнос сегодня – это 22% бюджета ООН и 28,5% от расходов на миротворческие операции. Трамп также резко прозвал организацию «клубом людей, собирающихся для того, чтобы поговорить и хорошо провести время». Поэтому, как заявлено, уже 18 сентября он намерен провести в Нью-Йорке встречу мировых лидеров, чтобы предложить им проект «реформы Трампа». Правда, не совсем понятно, кто из мировых лидеров будет там присутствовать – президент Путин, например, в Нью-Йорк не собирается.
Однако, и со стороны России – вместе с КНР – прозвучали предложения о необходимости начать в ООН перемены. В документе саммита БРИКС, прошедшего недавно в Китае, прямо сказано: главы Бразилии, России, Китая, Индии и ЮАР призвали к проведению реформы Организации Объединенных Наций, включая ее Совет Безопасности, «с целью повышения представительства развивающихся стран». Лидеры БРИКС уверены, что реформа ООН и Совбеза ООН «поможет повысить представительность, эффективность и действенность данных структур, а также более широко представит в них развивающиеся страны, для надлежащего реагирования на глобальные вызовы».
Не первый год в стенах ООН звучат предложения – сам не раз слышал – о том, чтобы расширить Совбез, чтобы предоставить в нем места постоянных членов для новых государств. Если пойти по этому пути, то реформа такого типа потребует пересмотра Устава ООН, утвержденного 70 с лишнем лет назад. Мир меняется. Поменяется ли ООН?
Но, по большому счету, главная интрига состоит в том, готовы ли страны-победительницы во Второй Мировой войне поделиться правом «вето» в Совбезе с кем бы то ни было? Тем более что в Уставе ООН черным по белому прописано: «Термин «вражеское государство»… относится к любому государству, которое в течение Второй Мировой войны являлось врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав». Это означает, что страны-союзники Гитлера, как и сама Германия, не имеют в ООН прав, равных с правами Держав-Победительниц. И что с этим положением делать сегодня, когда Германия и Япония желают получить статус постоянных членов Совета Безопасности, мотивируя свои намерения их экономическим весом в мире? Им же сам Устав ООН запрещает занять подобную позицию.
Звучат и голоса, которые предлагают не торопиться с реформами, ведь, есть другие форматы международного сотрудничества вроде «Большой семерки» или «Большой двадцатки», где можно обсуждать разнообразные вопросы. А ООН тем и сильна, что она универсальна, что её консерватизм позволяет, хотя и со сбоями, поддерживать международный мир и безопасность.
Хотя, времена меняются и, как видите, заметно общее стремление к реформе. Так сказать «United Nation perestroika». Вызвано это тем, что, как представляется, мир, в целом, и международные отношения, в частности, переходят в новое качество – дорога к многополярности обозначена, и процесс пошел. А эта объективная тенденция требует адаптации ООНовских постулатов к прорастающей новой конфигурации мировой политики XXI века. Вопрос в том, замахнуться ли Великие Державы на переформатирования Устава ООН с учетом сегодняшних и, главное, завтрашних реалий? И станет ли эффективной эта «United Nation perestroika»?
От нынешней сессии Генассамблеи ждут и подвижек в направлении урегулирования ряда международных конфликтов с учетом, как обычно, многочисленных двусторонних контактов между главами внешнеполитических ведомств. В графике министра иностранных дел России Сергея Лаврова в ходе сессии Генассамблеи, как правило, могут быть сразу несколько бесед и встреч в течение одного дня. Пресса, в частности, ждет его переговоров с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, тем более что пару дней назад из Вашингтона прозвучало заявление о том, что США готовы, мол, прекратить дипломатическую войну с Россией. «Мы хотели бы, чтобы отношения улучшились. Мы не хотим продолжения этого дипломатического “око за око”», - заявила официальный представитель госдепа Хезер Науэрт.
Только мы бы, зафиксировав эту смену тона в американской риторике, не стали бы особо обольщаться искренности этих слов. Американцам прямо сейчас необходимо благожелательное отношение России к интересам США в сирийском урегулировании. Янки могут остаться ни с чем, а потому стали обхаживать Москву ради получения неких уступок и допущения их к пост-военной конфигурации. Оценили, что сказал президент САР Башар Асад: «американцы, как и как любые другие оккупанты, должны убраться сами или будут выдворены силой», вот и начали танцы вокруг России, чтобы выторговать себе «кусок послевоенного пирога». Услышали, видно, слова Лаврова «про танго и брейк-дэнс», вот и начали говорить, что, мол, «мы хотели бы, чтобы отношения улучшились…». Да, янки всегда готовы ради собственных стратегических интересов поступиться в тактике, только все это уже давно известно.
И у них есть тема для торга – Украина. Россия дала согласие на ввод миротворцев ООН на Донбасс. Со своей стороны Киев уже анонсировал некую сенсацию. Постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко заявил прессе: «Есть ряд инициатив, которые я не хочу сейчас называть, чтобы «не раскрывать все карты» заранее для нашего бывшего стратегического партнера. Но они [российская сторона] должны быть уверены в том, что на их пути будет немало неожиданностей». В общем, цену себе набивают, возможно, согласовав свои шаги с госдепом.
Поэтому США могут использовать эту ситуацию, как предмет комплексных договоренностей – именно им надо будет «поработать» с Киевом, который имеет собственное мнение на этот счет. «Даже, невзирая на то, что российско-американские отношения обострены, Тиллерсон считает, что добивается тихого прогресса по Украине и Сирии», — откровенно совмещая две темы, пишет «New York Times».
Также обратила на себя внимание и встреча Дональда Трампа с новым послом России Анатолием Антоновым, которую наш посол назвал «дружелюбной и теплой». При этом Антонов добавил сакраментальную фразу: «Говоря по-ленински, нам не нужны истерические порывы». Весьма показательно…
Возвращаясь к тематике новой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отметим, что, как здесь заявляют, в течение года на рассмотрение ГА будет вынесено порядка 160 вопросов. Среди них: развитие Африки, контроль над наркотиками, борьба с международным терроризмом, содействие правосудию и развитию международного права, координация гуманитарной помощи, защита прав человека, ликвидация расизма и расовой дискриминации. По теме поддержания международного мира и безопасности – положение в Центральной Америке, на Ближнем Востоке, вопрос о Палестине, положение в Афганистане, кипрское урегулирование, и ряд других сюжетов. Как обычно, один из наиболее важных пунктов повестки дня — разоружение.
С 19 по 25 сентября в ООН ожидается общеполитическая дискуссия высокого уровня, для участия в которой соберутся главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств. Как будто всё, как обычно.
Но, возможно, нынешняя сессия может открыть новую страницу в деятельности ООН. Посмотрим. Как говорил один театральный персонаж: «Всё только начинается».